Российская Империя на задворках монархии. По всей стране идут революционные восстания. Активно действует грозная террористическая группировка, именующая себя Боевой Группой -«Б. Г». На их поимку из столицы в Москву приезжает звезда сыска, генерал жандармского управления князь Пожарский. В Москве дело о «Б. Г» ведёт товарищ губернатора — статский советник Эраст Петрович Фандорин. А тем временем революционеры — террористы регулярно, от какого то неизвестного покровителя получают ценную информацию, что позволяет им обводить полицию и царскую «охранку» вокруг пальца. Фандорину удаётся напасть на след «Б. Г», он уверен в том, что с ними сотрудничает кто то из своих…
-«Я служу России как могу. А то, что при власти немало подлецов — так это было всегда». (с)
Год 2005 -ый, уже канувший в лету, был богат на громкие кино-премьеры. Из Голливудских это «Кинг Конг» Питера Джексона,«Война Миров» Стивина Спилберга, «Легенда Зорро» Мартина Кемббела, «Мистер и Мисис Смитт» Дага Лаймена. А из наших — «Девятая Рота» Фёдора Бондарчука,«Турецкий Гамбит» Джаника Файзиева и «Статский Советник» Филиппа Янковского. Все эти картины отгремели в прокате с шумной рекламной компанией, запомнились зрителю и популярны до сих пор. Лично я, будучи тогда 15-ти летним подростком смотрел половину из них в кинотеатре.
Два последних фильма — картины о Фандорине, персонаже читаемого в народе писателя Бориса Акунина, экранизировались на студии Никиты Сергеевича Михалкова «ТриТэ», и вышли в прокат с помпой и глобальной пиар-компанией захлестнувший всю страну, с интервалом в несколько месяцев. Иными словами «отстрелялся» лёгкий, яркий, чисто развлекательный, «попкорновый» -«Турецкий Гамбит», эстафету перенял серьёзный, мрачный и пафосный «Статский Советник». Эти картины нечего сравнивать. Они абсолютно разные и по стилистики, и по исполнению и даже по жанру (даром, что чисто номинально оба они «детективы»). Если фильм Джаника Файзиева с Егором Бероевым в роли молодого Эраста Петровича, больше похож на боевик. То картина Филипа Янковского — больше драма. Преимущественно «разговорная», то есть держится не на компьютерной графике и экшен сценах, а на персонажах, их противостоянии и диалогах. И это не удивительно, так как оригинальной книгой, еще в начале нулевых заинтересовался сам Михалков, и загорелся идеей поставить эту картину, привнеся в неё свои идеи и взгляды на прошлое, а главное настоящие России. Именно поэтому у сюжета изменены некоторые детали и финал (читавшие книгу Акунина поймут о чём я), да и многие сцены с участием своего персонажа снимал сам Никита Сергеевич, а не молодой Янковский…
Съёмочная группа фильма поработала на славу. При относительно небольшом бюджете (всего в 4 миллиона долларов), им удалось правдоподобно воссоздать атмосферу конца 19 века. Все эти дешёвые кабаки, грязные подворотни и роскошные номера и чиновничьи кабинеты, костюмы и кареты, мебель и прочие атрибуты — абсолютно всё достоверно и погружает зрителя в то время, о котором рассказывается в картине.
Работа оператора Владислава Опельянца статична, но выразительно. Иногда есть и резкие движения, и расфокус первого и заднего планов, кадры растворяются друг в друге, сцены иногда плавно, иногда резко сменяют друг друга. Картинка сочная и ярко-мрачная. Лично мне визуальное решение фильма, снятого именно по этой книги Акунина очень понравилось.
Музыка написанная для «Статского Советника» композитором Энри Лолашвили запоминается. Она то сурова, то лирична, по большей части печальна (нечего не поделаешь тема картины такая -политический терроризм), а песня звучащая на финальных титрах как нельзя лучше ложится на картинку и подходит такому сюжету, и его итогу.
Актёрский состав картины набит звёздами под завязку. Здесь просто ансамбль из актёров первой величины. Судите сами: Хабенский (ставший в середине нулевых очень популярным после «Ночного Дозора»), Бондарчук, Горбунов, Машков, Стриженов, Ефремов, Тобаков, Фандера, Миронова, Спивак и менее известные, но что называется «примелькавшиеся» другие. Но главные партии тут исполняют, если можно так выразится «супертяжи» отечественного кино — Олег Евгеньевич Меньшиков и сам Никита Сергеевич Михалков. Впервые за долгое время вновь в одном фильме, в одном кадре. И вновь друг против друга. Это их участие в «Статском Советнике» в большей степени затащило людей в кинотеатры. Лично я шёл тогда не просто на новый фильм о Фандорине, а на картину где играют мои любимые актёры — Меньшиков и Михалков. Я тогда даже книги Акунина ещё не читал. Только смотрел по телевизору пару лет назад «Азазель», и весной в кинотеатре наш «компьютерный» блокбастер «Турецкий Гамбит». Но идя на «Статского Советника» я знал что лента будет отличатся от предыдущая экранизация книг Акунина. Будет серьёзной и тяжеловесной. И посему фильм Филипа Янковского меня не разочаровал, а очень сильно понравился. Помню, тогда после сеанса, немного погодя я купил себе видеокассету с картиной, и в последствии много раз пересматривал эту ленту.
А эта участь постигла малое количество современных фильмов отечественного производства…
Лично мне понравились оба антагониста. Можно добавить даже трое, так как и террорист Грин тоже прямой и искренний человек, со своими убеждениями и верой в то что он делает. И Фандорин и князь Пожарский. У каждого из них своя правда. Мне очень понравились высказывания Пожарского о Власти в России, некоторые помню до сих пор (к примеру, про некомпетентных чиновников «-Ну чего ты место то занимаешь чужое?Уйди сам покуда тебя не убрали…»). И финал у картины драматичный, но закономерный для подобного сюжета. Ибо как сказал Эраст Петрович -«Зло пожирает само себя»…
«Статский Советник» — на мой взгляд, один из лучших российских фильмов нулевых. Посему рекомендую его к просмотру. Не важно читали вы роман Бориса Акунина или нет, понравится ли вам картина или нет. Но время проведённое за её просмотром точно не будет потеряно зря…