Гурьев — главный герой кинокартины «В движении». Его окружает множество людей. Непонятные для него, они статичны. Он же все время куда-то торопится. Торопится жить, работать, получать деньги… Работать у него получается лучше всего. Но деньги, которые зарабатывает, тратить совершенно не умеет. Для него они не играют роли средства улучшения жизненные условий или получения удовольствия. Для Гурьева деньги просто разменная монета. Они необходимы для существования. Такое ощущение, что Гурьев все время куда-то бежит, но пункт назначения все время отдаляется… Он не щадит себя, не щадит женщину, которая согласилась однажды терпеть рядом с собой такого человека. Его никогда не бывает дома. Его окружают бесконечные девушки. Женщина злится, кусает локти, кричит, что оставит его… Но остается с ним. Почему? Чем же Гурьев так притягателен?
Его отрешенность, уникальность, индивидуальность, загадочность привлекают, уводят за собой сознание, и вот ты ловишь себя на мысли, что из всего видео ряда ты смотришь только на один объект, тебя интересует только его эмоции. Этот объект — Гурьев.
Но, увы, в его жизни нет ничего настоящего. Гурьев вобрал в себя все несчастья человека, какие только могут быть: одиночество, неразделенная любовь, смерть… Та самая отрешенность, которая так привлекательна, на самом деле огромное несчастье, которое поглотило человека и уже вряд ли отпустит. Его душа изъедена изнутри. Когда его любили, он не отвечал. Ему казалось, что эта любовь его душит, мешает движению, тянет на дно. Он ведь так привык бежать: в погоне за сенсацией, за острыми ощущениями… Когда он любил, от него отвернулись… Казалось бы, парадокс: как может такой сложный и непосредственный персонаж испытывать любовь к объекту, в общем-то, серому и ничем не выдающемуся? Обычная девушка, каких миллионы. Пустышка, вообразившая себя звездой сцены. Но парадокса нет. Гурьев сам — сплошь пустота. В его сердце — вакуум. И даже эта любовь — всего лишь мираж, коих в пустыне бывает достаточно.
У Гурьева был друг. Но и его не стало. Все, что могло бы наполнять жизнь и сделать ее настоящей Гурьеву изначально не к лицу. Ибо ценить, что имеешь, очень трудно даже обычному, статичному человеку. Что же говорить о Гурьеве?
… Он встретил однажды девушку, совсем еще молоденькую. Но Она была настолько чиста, настолько невинна, что Ее образ запал в душу Гурьева. Она нарушала вакуум его сердца. И в конце, когда Александр остается ни с чем, путешествуя в электричке с одержимым НЛО репортером, он вновь видит Её. И вновь Она столь же чиста и невинна. Она помнит его. И вроде бы вот его спасение: останься он сейчас с Ней, все может быть иначе. Поезд услужливо стоит на полустанке. Гурьев понимает, что теряет свет, тот самый свет, который Она зародила в его душе… Он мчится Ей навстречу через весь состав… Но дверь последнего вагона закрыта. Поезд продолжая движение, набирает скорость. Так и Гурьев никогда не стоял на месте, пропуская чувства, любовь, боль, счастье.
Поезд все набирает ход, а вдалеке виднеется храм. Александр, конечно же, не конченый человек. У него, как и у любого человека, остается надежда.
Что же, это кино стоит смотреть. Оно содержит в себе дух настоящей литературы. Это не просто сценарий и обычная экранизация… Это вроде настоящей повести в картинках. За это отдельный поклон Филиппу Янковскому. Он воплотил слова и описание в действия и лица. Сюжет динамичен, но это совершенно не мешает созерцать душевное состояние главного героя. Константин Хабенский сыграл свою роль блестяще. Его Гурьев единственный. Не представляю никого более в этом образе. Чем-то этот его персонаж похож на Антона Праченко из «Домового»… Теперь мне понятно, откуда это в Антоне. Определенно, Хабенскому удаются такие сложные и отрешенные персонажи.
Про это кино могут говорить все, что угодно. Но будущий зритель должен сам решить, стоит ли его смотреть. Понять «В движении» вполне возможно. Это не бред, не бессмысленная смена кадров. Это настоящее, русское кино.